Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Методические рекомендации по организации и проведению информационных часов в учреждениях образования

Дата: 5 февраля 2020 в 14:00, Обновлено 25 октября в 12:49

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра образования

Республики Беларусь

В. В. Якжик

15 июля 2013 г.

Методические рекомендации по организации и проведению информационных часов в учреждениях образования

Приоритетным направлением идеологической и воспитательной работы, проводимой в учреждениях образования, должно быть формирование у обучающихся, умения взвешенно и объективно давать оценку событиям, происходящим в стране, обществе. Это позволит обучающимся ощущать себя социально, нравственно, политически и юридически защищенными, сознательно и активно выполнять гражданские обязанности перед государством, обществом, народом, соблюдать и уважать законы своей страны.

Научить пользоваться информацией, извлекать ту, которая будет влиять на формирование интеллектуальных качеств обучающихся, их гражданской позиции, миропонимания, возможно только в том случае, если перед учреждением образования поставлена задача системно влиять на формирование информационной культуры обучающегося.

Одним из наиболее эффективных способов решения этой задачи в условиях учреждений образования является информационный час.

Информационный час – форма организации воспитательного процесса, направленная на формирование гражданской позиции, политической и информационной культуры обучающихся, расширение их кругозора, социализацию личности, что предполагает восприятие социального опыта, преемственность и сохранение национальных традиций и исторического наследия, участие в обсуждении экономических, социальных, политических и духовных проблем общества.

Цель информационного часа – помочь учащимся ориентироваться в потоке событий, выработать активную гражданскую позицию, почувствовать, осознанно участвовать в общественной жизни страны, отстаивать личные интересы с учетом собственной позиции.

Информационные часы проводятся один раз в неделю. Планирование тематики информационных часов в учреждениях образования рекомендуется осуществлять по четвертям, полугодиям/семестрам в соответствии с основными направлениями идеологической и воспитательной работы, определенными инструктивно-методическими письмами Министерства образования, Программой воспитания учреждения образования, планом идеологической и воспитательной работы на текущий год.

         В зависимости от объема предлагаемого материала, количества рассматриваемых тем, формы рассмотрения информационные часы подразделяются на обзорные и тематические.

Обзорный информационный час – это краткий обзор основных общественно значимых политических, социально-экономических, культурных и спортивных событий, произошедших за определенный отрезок времени в регионе, стране и мире:

  • внутренняя государственная политика (тенденции развития общества, изменения в законодательстве, экономические достижения, наиболее значимые республиканские и региональные мероприятия, проблемные вопросы, возникшие в различных отраслях, и пути их решения);
  • внешняя государственная политика (национальные интересы Беларуси в контексте современной геополитики, расширение интеграционных процессов в рамках Союзного государства, Евразийского экономического сообщества, Содружества Независимых Государств, развитие таможенного союза, позиция Республики Беларусь в решении международных конфликтов);
  • наиболее значимые события, произошедшие за рассматриваемый период в мире;
  • глобальные экологические проблемы и пути их решения;
  • новости науки, культуры, образования, здравоохранения, спорта Республики Беларусь, СНГ и других стран мира.

Обзорные часы по времени могут длиться 20-25 минут.

Тематический информационный час посвящен одной теме и используется для более глубокого обсуждения определенной актуальной проблемы. Очень важно научить обучающихся самостоятельно вносить предложения по актуализации тем для рассмотрения и отбирать нужный материал для информационного часа.

Тематические часы по времени могут быть более длительными – до
45 минут.

Организация информационных часов в учреждениях образования требует тщательной работы как на этапе подготовки, так и на  этапе проведения.

Этап подготовки информационного часа

  1. Определение темы информационного часа, постановка целей и задач.

Формальный подход к выбору темы ведет к снижению личной заинтересованности и воспитательного воздействия информационного часа на участников.

  1. Определение формы проведения информационного часа.
  2. Определение модератора (ведущего).

Это может быть классный руководитель, куратор учебной группы, преподаватель или один из наиболее подготовленных обучающихся, способный с легкостью увлечь сверстников, сфокусировать их внимание на определенной проблеме.

  1. Распределение подтем информационного часа между его участниками.
  2. Разработка плана подготовки и проведения информационного часа.
  3. Разработка вопросов, конкретизирующих тему. Вопросы должны быть направлены на всестороннее раскрытие выбранной темы.
  4. Определение персональных и коллективных заданий для участников информационного часа с учетом уровня их подготовки и индивидуальных особенностей развития.
  5. Комплексное методическое обеспечение, в том числе подбор актуальных материалов по теме.

Очень важно научить учащихся самостоятельно отбирать нужный материал для информационного часа. При подборе материалов необходимо учитывать основные критерии отбора информации:

  • актуальность;
  • объективность;
  • значимость;
  • достоверность;
  • оперативность;
  • убедительность.

Обучающимся необходимо научить взвешенно относиться к материалам сомнительного происхождения, тенденциозности, односторонней ориентации, националистической и шовинистической направленности.

Классный руководитель (куратор группы) осуществляет контроль, при необходимости, участвует в подборе актуального материала.

  1. Подготовка наглядных материалов – пособий, аудио- и видеосюжетов, при необходимости (и по возможности), работа в Интернете.

Современный классный руководитель (куратор группы), являясь активным пользователем компьютера и Интернета, готовит мероприятия с мультимедийным сопровождением в виде презентаций Power Рoint, видеороликов, слайд-шоу, подготовленных с помощью программы MovieMaker, программы обработки графических изображений FhotoShop.

Значительно повышает интерес к освещаемой проблеме использование собственных материалов участников (мультимедийных презентаций, тематических фотоколлажей, видеосюжетов и т.д.). Это привлекает внимание обучающихся к обсуждаемой теме, способствует всестороннему исследованию поставленной проблемы в дальнейшем, побуждает к ее обдумыванию, аргументированию собственного мнения.

  1.  Определение инструментария оценки эффективности проведения, что: информационного часа.

При проведении информационного часа необходимо учитывать, что:

  • информационный час должен быть мобильным;
  • тема занятия должна быть актуальной, а информация для обсуждения – своевременной, интересной, ненавязчивой и убедительной;
  • при подготовке к выступлению большое внимание следует уделять статистическим данным,
  • при представлении материалов необходимо активно использовать наглядность, современные технологии (мультимедийные презентации, фото- видео- аудиоматериалы и т.д.);
  • информация, которую предлагают модератор и выступающие, должна быть оперативной и, в большинстве своем, неизвестной для аудитории;
  • предлагаемая информация должна быть беспристрастной. Модератор и выступающие не должны высказывать своих политических пристрастий;
  • информационный час должен развивать умения обучающихся анализировать, сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы.

Большое значение при подготовке информационного часа имеет умение пользоваться основными источниками информации.       

Интернет

Помимо широчайшего спектра охватываемых проблем, Интернет имеет еще одно бесспорное преимущество – возможность подключения к первоисточникам информации, получения материалов по запросу, оперативного обмена опытом, идеями, технологиями с другими организациями. Поэтому целесообразно, чтобы учащиеся, имеющие доступ в Интернет, активно использовали эту возможность при подготовке к информационному часу. Использование данного источника информации способствует освоению современных информационных технологий, совершенствованию информационного и организационно-методического обеспечения проведения информационного часа, обеспечению активного взаимодействия между всеми участниками; стимулирует к более полному содержательному наполнению и постоянному обновлению информации.

Телевизионные передачи

Эффективным и интересным для аудитории является использование в рамках выступлений материалов документальных и хроникальных фильмов, информационно-аналитических передач, ток-шоу, интервью (рекомендуется использовать и коллективный просмотр видеоматериала). Важно акцентировать внимание пользователей на тех информационных телепрограммах, которые позволяют быть в курсе проблем, наиболее остро звучащих сегодня как в нашей стране, так и во всем мире.

Своевременное предупреждение обучающихся о том, когда и на какую тему будут демонстрироваться документальные хроникальные фильмы, информационно-аналитические передачи, ток-шоу, интервью, дает возможность включать обсуждение определенной телепередачи в ход информационного часа. Важно приобщать молодежь к систематическому просмотру таких телепрограмм как «Панорама», «Время», «Вести», «Сегодня», которые позволяют быть в курсе проблем, наиболее актуальных сегодня для нашей страны, стран ближнего и дальнего зарубежья.

При достаточной технической оснащенности кабинета, в котором проводится инфочас, рекомендуется использовать и коллективный просмотр видеосюжетов. Несомненным достоинством такой формы информирования является традиционно высокий интерес учащихся к групповым телепросмотрам, наглядность, оперативность подачи материала.

Периодическая печать

Традиционно газеты и журналы наиболее широко используются при подготовке к информационному часу. Однако монотонная подача информации, особенно некомментируемое затяжное перечитывание статей резко снижает интерес к поставленной проблеме. При подготовке материала очень важным является изучение актуальных публикаций, касающихся рассматриваемой темы. Для придания яркости и динамизма выступлению по материалам из периодической печати рекомендуется предусмотреть использование фотоиллюстраций и рисунков из журналов, газет, альбомов, различных таблиц, схем, диаграмм и др.

Печатные издания

Политический, экономический, юридический, философский словари, справочники «Страны мира», «Зарубежные молодежные организации» и другая подробная литература – неотъемлемый инструментарий в воспитании информационной культуры учащихся. Изобилие непонятных терминов, аббревиатур, ссылок на малознакомые имена, организации, события зачастую отпугивает ребят. Важно доступным языком объяснить сложные понятия и термины, использовать лингвострановедческие комментарии во время выступлений, цитировать отдельные словарные статьи с целью постоянного пополнения общественно-политического словаря пользователей. Отдельная информация из словарей и справочников может размещаться и периодически обновляться на специально оформленных стендах (например: «Время, события, люди», «Планета», «Твой политический словарь»).

В выборе учащимися для работы печатных изданий (газет, журналов, справочников, словарей, книг) важную роль играет работник библиотеки. Необходимо, чтобы библиотекарь провел для обучающихся краткий экскурс в мир периодики, энциклопедий и других изданий с целью формирования у обучающихся четкого представления о направленности, достоверности, стиле и глубине изложения информации в том или ином издании. Рекомендуется, чтобы библиотекарь периодически знакомил обучающихся с новостями книжного рынка, а также рекомендовал для изучения на информационном часе материалы и документы.

Радиопередачи

Радиоинтервью, сводки новостей, радиокомментарии компетентных лиц могут быть с успехом использованы в ходе подготовки к выступлениям. Техническая доступность организации аудиопрослушивания позволяет использовать этот источник информации, чтобы избежать однотипной подачи материала. Радиопозывные популярных радиостанций перед каждым очередным выступлением активизируют внимание слушателей, придают информационному часу живость и динамизм.

Для проведения информационного часа могут привлекаться информационно-пропагандистские группы (ИПГ), информационные центры(при наличии). В их задачи входит:

  • информационно-просветительская работа среди обучающихся;
  • организация мероприятий, в том числе методических (акции, семинары, консультации и др.);
  • приглашение на информационные часы компетентных специалистов;
  • размещение информации о своей деятельности на интернет-страницах учреждения образования с целью оповещения обучающихся, поиска единомышленников, обмена мнениями, идеями, опытом;
  • участие в мероприятиях с курирующими и партнерскими организациями своего профиля, делегирование своих представителей на городские, республиканские, международные акции, обучение соответствующим видам деятельности на тренингах, семинарах, слетах общегосударственного и международного общения.

Этап проведения информационного часа

Ход информационного часа координирует модератор (ведущий). Он сообщает тему, цель информационного часа, обосновывает актуальность обсуждаемой проблемы, устанавливает очередность выступающих.
При проведении инфочаса важно не только уделять внимание сведениям о том или ином событии, но и пробуждать к нему интерес, заставлять задуматься, прочитать о проблеме в газете, журнале, книге, активно реагировать на происходящее. С этой целью после каждого сообщения обучающегося ведущий предусматривает для группы возможность:

  • задать вопросы выступающему;
  • дополнить сообщения иными фактами, примерами;
  • обменяться мнениями;
  • сформулировать выводы по обсуждаемому вопросу.

После завершения всех выступлений и дискуссий модератор (ведущий) подводит итог информационного часа.

Форму проведения информационных часов педагогический работник определяет в соответствии с выбранной темой («Информация +», «Информ-дайджест», «Спрашивали  отвечаем», «По страницам молодежных СМИ»«Беседа за «круглым столом», «Политическая дискуссия», «Информационный ринг»«Как это было», «Годы и люди», «Пресс-конференция», «Фотокамера смотрит в мир»,

Оценка качества проведения информационных часов

Успех информационного часа во многом зависит от актуальности, конкретности, достоверности излагаемых фактов, связи материала с проблемами молодежи и деятельностью обучающихся, заинтересованности и эмоциональности модератора, присутствия компетентных гостей, использования наглядных и технических средств обучения, вовлечения всех ребят в обсуждение вопросов, обмен мнениями.

Качество проведения информационных часов оценивается по критериям внутренней и внешней эффективности:

Инструментарием оценки внутренней эффективности информационных часов являются анкеты, отзывы обучающихся, которые они пишут по итогам проведения информационных часов.

Внешнюю эффективность – интеллектуальную и духовно-нравственную ценность избранного содержания; соответствие содержания теме, целям и задачам; использование современных технологий (компьютерных, здоровьесберегающих, личностно ориентированных); применение диалоговых приемов общения – оценивает лицо, ответственное за организацию и проведение идеологической и воспитательной работы в учреждении и/или в данном структурном подразделении.

При необходимости тематический план проведения информационных часов корректируется в зависимости от актуальности тех или иных проблем, вопросов, мероприятий, акций.

Грамотное проведение информационных часов является серьезной предпосылкой активного вовлечения молодежи в социально-экономическую и культурную жизнь государства, чем и объясняется столь пристальное внимание к технологии и содержанию данного мероприятия.

Методические рекомендации по проведению республиканской патриотической акции «Я – грамадзянін Беларусі»

http://www.edu.gov.by/sm.aspx?guid=115743В Послании Президента белорусскому народу и Национальному собранию от 8 мая 2012 года, отмечается, что «движущей силой прогресса являются не материальные блага, а патриотизм. Движение вперед невозможно без искренней любви к Родине, земле предков, к своему народу. Патриотизм проявляется не в словах и лозунгах, а в жизненной позиции человека, его повседневных трудах. В том, что он живет не только для себя, но и для своего Отечества. Многое может меняться вокруг нас, но эта истина останется непоколебимой. Патриотизм был, есть и должен оставаться незыблемым постулатом нашей государственности. Это вечная ценность, которая скрепляет поколения».

В современных условиях особую значимость приобретает гражданско-патриотическое воспитание обучающихся, возрастает роль учреждений образования по воспитанию юных граждан Республики Беларусь. Педагогические усилия должны быть направлены на то, чтобы вырастить человека творческого и талантливого, любящего родных и близких, свой народ, свою Родину, настоящего гражданина своей страны. Для достижения эффективности необходимо не только дать знания и умения, способствующие формированию соответствующих идеалов, принципов и мировоззрения, но и развивать необходимые личностные качества, духовный мир детей и учащейся молодежи, чтобы они стали достойными гражданами своей страны.

Быть гражданином и патриотом своей Родины, значит, иметь активную гражданскую позицию, грамотно пользоваться своими правами, честно и добросовестно исполнять свои обязанности. Быть трудолюбивым для поддержания достойного уровня собственной жизни и заботиться о тех, кто нуждается в твоей помощи и защите, ощущать свою ответственность и сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны.

Основное предназначение республиканской патриотической акции «Я – грамадзянін Беларусі» (далее – Акция) заключается в том, чтобы на практике создавать условия и ситуации, которые бы позволяли учащимся проявлять свои патриотические чувства и гражданскую позицию, способствовали воспитанию ответственности за судьбу страны, своих близких, свою собственную, формировали готовность сознательно и активно выполнять гражданские обязанности перед государством, обществом, соблюдать и уважать законы своей страны.

Акция проводится в целях совершенствования деятельности учреждений общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, учреждений дополнительного образования детей и молодежи (далее – учреждения образования) по патриотическому воспитанию обучающихся, формированию активной гражданской позиции молодого поколения, массовому вовлечению молодежи в поисково-исследовательскую деятельность, направленную на получение и систематизацию знаний о историко-культурных и природных достопримечательностях Беларуси, созданию имиджа региона как привлекательного туристско-краеведческого объекта, развитию экскурсионного туризма.

Основные задачи Акции:

формирование у молодого поколения гражданско-патриотических качеств и национального самосознания на основе государственной идеологии;

реализация детских и молодежных инициатив как средства гражданско-патриотического воспитания;

развитие у обучающихся навыков проектной деятельности;

активное вовлечение молодых граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;

повышение уровня духовно-нравственной, информационной политической и правовой культуры обучающихся;

популяризация и пропаганда в средствах массовой информации накопленного опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию;

активное включение обучающихся в работу по исследованию, возрождению, популяризации, сохранению и благоустройству историко-культурных, природно-антропогенных, социальных объектов Беларуси;

вовлечение обучающихся в социально-полезную деятельность (благотворительность, волонтерство и др.);

реализация детских и молодежных инициатив.

Акция направлена на развитие системы гражданско-патриотического воспитания в учреждениях образования с активным привлечением средств массовой информации, использованием возможностей сети Интернет.

Механизм проведения Акции основывается на широком вовлечении обучающихся в мероприятия гражданско-патриотической направленности, дальнейшее совершенствовании форм и методов работы гражданского и патриотического воспитания молодого поколения.

В мероприятиях Акции участвуют обучающиеся (коллективы) учреждений образования, иных организаций, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность (далее – учреждения образования), молодежные и детские общественные объединения.

Составляющими Акции являются традиционно проводимые как на уровне учреждения образования, так и всего региона, мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся, в том числе мероприятия республиканской акции «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся».

Акция позволит каждому участнику реально включиться в деятельность по улучшению жизни родного края, которая способствует формированию патриотизма и гражданственности подрастающего поколения, основанных на любви к своей земле, народу, языку, уважении к истории своего Отечества, национальной культуре, традициям, обычаям.

Достижение поставленной цели осуществляется через:

объединение воспитательных возможностей учреждений образования, культуры, спорта и туризма, общественных организаций и объединений, любительских объединений кружковых и клубных форм и других заинтересованных ведомств, учреждений и организаций с целью включения в Акцию наибольшего числа детей и учащейся молодежи;

привлечение детей и учащейся молодежи к общественной жизни через реализацию их инициатив, направленных на решение актуальных проблем социума, развитие и процветание родного края, малой родины, страны;

создание творческих работ, справочно-информационных,  архивно-исследовательских и иных материалов по истории, краеведению, этнографии, культуре малой родины и страны;

участие средств массовой информации в пропаганде передового опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащейся молодежи в различных регионах страны.

Ожидаемые результаты:

формирование гражданско-патриотических качеств у детей и учащейся молодежи, социально ответственной личности с активной гражданской позицией

осознание своей идентичности детей и учащейся молодежи в принадлежности к стране, обществу и государству, их правовому, культурному и языковому пространству;

формирование у обучающихся политической культуры,  социально-ориентированных норм поведения, культуры межнационального общения, активизация творческого потенциала;

демонстрация творческих достижений и материалов (любительских видеофильмов, видеороликов, исследовательских работ, фотографий, литературных зарисовок) о Беларуси (родном крае).

Следует обратить особое внимание на создание условий для включения учащихся в волонтерскую деятельность, общественно-полезный труд, научно-исследовательская работу, в творческие фестивали и конкурсы. В ходе Акции могут быть использованы различные формы совместной работы с органами власти, государственными учреждениями и общественными организациями и объединениями по вопросам научного, социального, героико-патриотического, историко-культурного, природоохранного и иного характера.

Принимая участие в Акции обучающиеся под руководством педагогов осуществляют выбор приоритетного направления деятельности, событий и объектов исследования, актуальных для их учреждения образования, микрорайона, села, района, города. Рекомендуем запланированные мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию в 2013 году проводить в рамках республиканской патриотической акции «Я – грамадзянін Беларусі».

В ходе практической деятельности собирается и накапливается различная информация и документы, на основе которых оформляются итоговые материалы в различных формах: видеофильмы, видеоролики, исследовательские работы, фотографии, литературные зарисовки. Подготовленные участниками Акции материалы и созданные работы могут использоваться для создания и пополнения экспозиций и фондов музеев, выставок, работающих в учреждениях образования; оформления учреждений образования, издания информационных материалов о населенных пунктах. Работа может завершаться презентацией или иным мероприятием, где участники демонстрируют знания, приобретенные в результате поисковой и исследовательской деятельности, рассказывают о практических результатах своей деятельности.

Особое внимание учреждениям образования необходимо уделить организации информационного сопровождения проведения Акции. Для обеспечения единого информационного пространства в учреждении образовании необходимо на сайте учреждения образования разместить эмблему Акции, создать страничку «Я ­ грамадзянін Беларусі» с постоянным обновлением информации о проводимых мероприятиях, а также оформить информационно-методический стенд «Я­ грамадзянін Беларусі».

Стенд должен быть своего рода рекламой, способствующей включению молодежи в познавательную, интеллектуальную и творческую деятельность посредством участия в конкурсах, конференциях, фестивалях, выставках и других мероприятиях Акции.

Содержательная часть информационного стенда включает:

-эмблему Акции (размещена на сайте Министерства образования);

-организационный совет по проведению Акции (входят педагогические работники учреждений образования и другие заинтересованные лица);

-сменную информацию о мероприятиях Акции и др.

Информационный стенд должен быть размещен в местах, обеспечивающих широкую доступность информации для учащихся (первый этаж здания, например, фойе, вестибюль), а также обладать выразительностью, обзорностью, презентабельностью.

Просим довести данную информацию до сведения всех заинтересованных, а также разместить на сайтах органов управления образованием, учреждений образования, создать страничку, посвященную мероприятиям акции, с последующим постоянным обновлением информации.

Утверждаю

Заместитель Министра образования Республики Беларусь

В. В. Якжик

15 июля 2013 г.

Рекомендации

по использованию государственной символики

в учреждениях образования

В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании одним из основных направлений воспитания обучающихся является «идеологическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося знания основ идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности».

Воспитать гражданина – значит подготовить человека к участию в решении текущих и перспективных задач нашего государства, к выполнению функций хозяина и труженика, защитника Родины и семьянина, к участию в сознательной и активной деятельности.

Значимую роль в решении задачи воспитания детей и молодежи как граждан и патриотов призваны сыграть учреждения образования, располагающие широким спектром педагогических методов и средств, богатым арсеналом воспитательных возможностей для комплексного и целенаправленного формирования гражданско-патриотических качеств личности обучающихся.

Создание условий для формирования у подрастающего поколения гражданско-патриотических качеств личности является сегодня одним из основных критериев эффективности организации идеологической и воспитательной работы с учащимися, осуществляемой учреждениями образования. Важнейшим показателем данного критерия наряду с другими является знание обучающимися символики Республики Беларусь, понимание ее роли и значения как концентрированного выражения идеологии государства. Использование государственной символики позволяет не только сформировать у учащихся уважение к символам государственной власти, но и способствует патриотическому воспитанию подрастающего поколения в целом, его гражданскому становлению.

Министерством образования разработан План мероприятий, направленных на формирование у обучающихся уважения к государственным символам Республики Беларусь.

1.                Герб, флаг и гимн Республики Беларусь – символы государственного суверенитета

В системе атрибутов государственная символика занимает одно из важнейших мест, является воплощением национальной идеи белорусского государства.

Национальные символы – это условные знаки, образы и предметы, выражающие особенности национальных ценностей, определенные стороны жизни народа и государства.

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь «О государственных символах Республики Беларусь» (далее – Закона) символами Республики Беларусь как суверенного государства являются Государственный флаг Республики Беларусь, Государственный герб Республики Беларусь и Государственный гимн Республики Беларусь [2].

Герб, флаг и гимн государства – главные символы независимости, передающие историко-культурное наследие нашего народа, подчеркивающие национальный дух и достоинство белорусских граждан. Они отражают определенные стороны нации и государства, давая представление об историческом пути страны и ее национальных ценностях.

Государственный флаг Республики Беларусь представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтальных цветных полос: верхней – красного цвета и нижней – зеленого цвета. Отношение ширины полос красного и зеленого цвета – 2:1. Отношение ширины Государственного флага Республики Беларусь к его длине – 1:2. У древка вертикально расположен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом поле, составляющем 1/9 длины Государственного флага Республики Беларусь. Государственный флаг Республики Беларусь крепится на древке (флагштоке), которое окрашивается в золотистый (охра) цвет. Отношение ширины Государственного флага Республики Беларусь к длине древка – 1:3 [2].

Цвета Государственного флага – красная, зеленая и украшенная орнаментом белая полоса – имеют исторические и национальные корни. В символике различных культур и эпох трактовка каждого цвета не одинакова, однако существует классическая традиция в европейской геральдике, которая принята в настоящее время во всем мире, и придает соответствующие символические значения различным цветам. Зеленый, красный и белый цвета белорусского флага обусловлены как исторически, так и мировоззренчески, связаны с духовными истоками народа.

Применительно к белорусскому Государственному флагу его цвета можно расшифровать следующим образом: белый (серебро) – чистота, непорочность, радость; красный – право, сила, мужество, любовь, храбрость; зеленый – свобода, радость, надежда, здоровье. В христианской символике белый цвет символизирует жизнь, боже­ственность, само христианство; красный – любовь Бога, огонь веры, кровь Христа; зеленый – юность, жизнь, возрождение, справедливость. [9].

Красный цвет издавна символизирует солнце – главный источник энергии, питающий все жизненные процессы на земле. Вместе с тем красный цвет – олицетворение воли, зрелости, мужества, благородства, власти, солидарности в борьбе за высочайшие идеалы человечества.

Красный цвет на нашем флаге – это цвет знамен дивизий Красной Армии и белорусских партизанских бригад, освобождавших нашу землю от фашистских оккупантов.

Зеленый цвет – это символ Природы, веры в ее неисчерпаемую силу, цвет растительности, которая является основой всего живого. Вместе с тем это символ молодости и энергии, надежды, весны и возрождения. Для белорусского народа, из глубин веков сохранившего традиционную любовь к природе, зеленый цвет, цвет щедрости, доброты, созидания и трудолюбия, является естественным и органичным.

Белый цвет – воплощение безгрешности и духовной чистоты, надежды на благополучное развитие судьбы. Это цвет примирения, веры и святости, цвет мудрости и знаний.

Важнейшая особенность и своеобразие Государственного флага Республики Беларусь – использование национального орнамента как элемента государственной символики. Орнаментальность – это необычайно редкий элемент, несмотря на то, что орнамент с древних пор (до герба и флага) был характерным знаком или отличительной чертой всех культурных народов, украшал и помечал жилище, утварь, одежду, оружие, товары, культовые вещи и сооружения и т.д. Мастерство орнамента, независимо от сферы его применения, материала и тематики, было и остается важнейшей чертой белорусской национальной культуры. Орнамент на белорусском флаге прямо и непосредственно свидетельствует об этнической принадлежности, указывает на древнее происхождение белорусского народа, на традиции добросовестного труда и строгого порядка.

В основу орнамента на Государственном флаге положен узор «Восходящее солнце», вытканный на полотенце в 1917 году крестьянкой деревни Костелище Сенненского района Матреной Маркевич. В орнаменте флага использованы символы земледелия – ромбы, древнейшие графические вариации которых известны археологам по находкам на территории Беларуси. Центральное место на узоре флага занимает вытянутый по вертикали ромб, от которого сверху и снизу отходят загнутые линии, напоминающие рога. На протяжении тысячелетий он воплощал материнское, женское начало и связанную с ним идею плодородия земли, ее созидательную силу, а также магическую силу труда. Этот узор широко использовали наши предки.

В центре главного ромба – две крестообразно пересеченные линии с четырьмя точками между ними. У древних земледельцев ромб с такой фигурой символизировал засеянное поле. Его также трактуют как «ключ к счастью», магическое пожелание благоприятного развития событий. Добавим, что ромб с крестом – еще более древний, солярный знак, т.е. символ Солнца. У белорусских вышивальщиц орнамент такого типа назывался «сонейка» и символизировал восходящее красное солнце.

Попарно соединенные ромбы вверху и внизу орнамента символизируют идею продолжения жизни, возобновляющихся хлебов. Между ними и центральной фигурой проходят линии из четырех прямоугольников с черточками, отходящими от всех сторон. Весь узор пронизывает идея добра, надежды на лучшее, пожелание плодородия и грядущего расцвета.

На Государственном флаге орнамент красного цвета размещен на белом фоне. Такое сочетание соответствует традициям белорусского орнаментального искусства, в котором, как правило, на белую основу наносится цветной (чаще всего красный) узор. Белая основа также несет свое символическое послание: издревле белый цвет связывался со светом полуденного солнца, символизировал чистоту, непорочность, гостеприимство, согласие, свободу.

Таким образом, три полосы Государственного флага – горизонтальные красная и зеленая, вертикальная белая с красным орнаментом – несут пожелание добра, успеха и процветания всем гражданам Беларуси и всем народам Земли [8].

Государственный герб Республики Беларусь представляет собой размещенный в серебряном поле зеленый контур Государственной границы Республики Беларусь, наложенный на золотые лучи восходящего над земным шаром солнца. Вверху поля находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамлен венком из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева – цветками льна. Венок трижды перевит с каждой стороны красно-зеленой лентой, в средней части которой в основании Государственного герба Республики Беларусь в две строки начертаны золотом слова «Рэспубліка Беларусь».

Государственный герб Республики Беларусь может воспроизводиться в многоцветном, двухцветном и одноцветном (в том числе золотом) изображении в графическом или объемном варианте [2].

В основу современного Государственного геральдического символа Беларуси был положен герб, существовавший до осени 1991 г., который, в соответствии с новыми политическими реалиями, претерпел некоторые изменения. Это, в первую очередь, касается одного из центральных элементов всех гербов, которые имели республики Советского Союза – перекрещенных серпа и молота – основополагающей фигуры советской эпохи. Герб венчала красная пятиконечная звезда.

После 1991 г. в изображение Государственного герба были внесены определенные изменения. В центре гербового изображения появился контур Республики Беларусь зеленого цвета, красная лента была заменена на ленту с цветами государственного флага, в центре появилась надпись с официальным названием государства: «Рэспубліка Беларусь». Претерпели незначительные изографические усовершенствования и дру­гие элементы герба: колосья, пятилепестковые цветки льна, цветы клевера, земной шар. С точки зрения специалистов, они приобрели более совершенные очертания, отвечая современным дизайнерским требованиям [9].

Герб отражает лучшие качества и черты национального характера белоруса: трудолюбие, доброжелательность, устремленность к лучшему. Элементы герба хорошо продуманы, несут глубокую смысловую нагрузку и тесно взаимосвязаны между собой.

Основной конструкцией композиции являются изображения земли и восходящего солнца. Это два слоя символов жизни. Первый – Земля – основа всего живого. Второй – Солнце – древний космический символ, использовавшийся многими народами на протяжении тысячелетий и означавший божество, источник жизни, жизненную силу.

Лучи солнца, восходящего из-за земного шара, проецируются на контуры территории Республики Беларусь, как бы согревают ее, несут тепло, жизнь, радость. Очертания границ Беларуси, наложенные на солнечные лучи, составляют центр композиции герба.

Солнечные лучи являются одновременно связующим звеном между изображением Беларуси и земного шара. Здесь также заложен глубокий смысл. С одной стороны, Беларусь не нивелируется, не растворяется, а проявляется как самостоятельное, суверенное государство – вынесенные вверх контуры Республики как бы выделяют ее в мировом сообществе и этим подчеркивают ее значимость. С другой стороны, лучи символизируют связь Беларуси с мировым сообществом, указывают, что наша республика не возвышается над мировым объединением народов, а органически вливается в него.

Контур Беларуси в центре символизирует суверенитет, территориальную целостность страны в ее международно признанных границах. В этом находят отображение самостоятельность нашего народа и его мирный характер. В то же время контур подчеркивает индивидуальность герба, его национальную особенность.

Пятиконечная звезда – пентаграмма на гербе – один из древнейших символов человечества – выступает как символ вечности, счастья, лучшей жизни, верного пути и высоких стремлений, а также является символом охраны, безопасности. Таким образом, звезда в вершине герба символизирует гуманизм и одновременно защиту, оборону нашего Отечества, соответствуя менталитету Беларуси. Кроме того, пятиконечные лучи звездочки на гербе символизируют связь, дружбу людей всех пяти континентов Земли. Это еще раз подчеркивает дружелюбный характер нашего народа.

Изображения земли и солнца отражают древние традиции белорусов, а также несут глубоко современный смысл, отражая надежды на расцвет Беларуси на основе прочной связи с родной землей-кормилицей и с мудростью энергичного народа, который трудится на этой земле.

Эти ценности дополняет идея неистощимого плодородия и щедрого изобилия. Она нашла воплощение в обрамлении герба – венке из спелых и ржаных колосьев, украшенном цветами клевера и льна, обвитом лентой цветов Государственного флага.

Пышно украшенный «дожиночный» сноп в старину ставился в главный, «красный» угол славянского жилища. Он олицетворял собой совместное произведение творческой силы природы, плодородной земли, ласкового солнца и человеческого труда. Венок издревле также являлся символом славы, чести, величия, знаком связи между потомками и предками, недаром именно венками чествуют героев в самых разных странах, венками же провожают в последний путь своих близких и поминают их в День памяти.

Состав венка в гербе не случаен. Все его элементы символизируют труд и богатство. Рожь была основной зерновой культурой древней и средневековой Беларуси, и сегодня ее значение огромно. Вместе с тем сельское хозяйство издавна имело не только зерновое, но и животноводческое направление, важное значение приобретало выращивание технических культур. Рожь, клевер и лен – традиционные составляющие нашего сельского хозяйства [8].

Государственный флаг Республики Беларусь, как и Государственный герб Республики Беларусь, был принят на республиканском референдуме 14 мая 1995 г. и утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 7 июня 1995 г. № 214 «Об утверждении Положения о Государственном флаге Республики Беларусь» [9].

Государственный герб и Государственный флаг нашей родины воплощают ее общественный и политический строй – демократический, нацеленный на развитие и процветание страны, обеспечение достойных условий для жизни каждого гражданина. Государственные символы Беларуси отражают также основополагающую идею равенства всех граждан Республики Беларусь независимо от социальной, национальной или религиозной принадлежности.

Герб и флаг нашего государства наделены яркими чертами, которые сразу напоминают о родной стране. Они легко узнаваемы среди всех государственных символов мирового сообщества, с помощью простых и понятных средств отражают славную историю народа Беларуси и его многовековые традиции.

Государственный гимн Республики Беларусь представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Государственный гимн Республики Беларусь может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо в иных вокальных, инструментальных или вокально-инструментальных вариантах. При этом могут использоваться аудио- и видеозапись, а также средства теле- и радиотрансляции. При вокальном и вокально-инструментальном исполнении Государственный гимн Республики Беларусь исполняется полностью, а при его инструментальном исполнении допускается частичное исполнение – проигрываются запев и припев один раз [2].

Государственный герб, Государственный флаг отражают историю происхождения государства, его структуру, национальные и иные традиции, особенности экономики, природы. Государственный гимн в своей музыке и тексте выражает идеологические устои государства, его историю и устройство, цели и принципы.

Использование государственной символики на учебных занятиях и воспитательных мероприятиях позволяет постепенно и поэтапно приобщать детей и учащуюся молодежь к основам идеологии нашего государства, формировать чувство любви и уважения к Родине, гордости за ее достижения, чувство ответственности за развитие и процветание, способствует формированию активной гражданской позиции.

2. Принципы, формы и методы работы по изучению государственной символики в учреждениях образования

Общая направленность воздействия государственной символики на сознание и поведение детей сохраняется на всех возрастных этапах становления личности. Формирование у обучающихся понимания сущности и значения государственных символов Республики Беларусь, воспитание уважения к ним складывается в образовательном процессе, в системе дошкольного и дополнительного образования детей и молодежи, а также в процессе проведения гражданских ритуалов, связанных с государственными символами.

В каждом элементе государственной символики нашей страны заложен глубочайший смысл, который необходимо довести до сознания обучающихся. Идеи, заключенные в государственной символике, составляют тот потенциал, который при активном использовании его в ходе образовательного процесса, помогают пробуждать у обучающихся чувство гордости за свою страну. Использование государственных символов придает воспитательным мероприятиям особую торжественность.

В качестве эмблем государственной власти используются условные обозначения, рассчитанные на непосредственное эмоциональное восприятие, которому способствует продуманное графическое, цветовое, пространственное (рельефный макет герба) решение условных изображений, музыкальное оформление и словесное выражение (гимн), а также система ритуалов.

Государственные символы оказывают особенно благотворное влияние на эмоции, связанные с гражданским, правовым и нравственным самосознанием учащихся, их патриотическими взглядами и убеждениями. Это влияние наиболее действенно в педагогически организованных ситуациях. Формируемый в таких ситуациях эмоциональный фон благоприятствует усвоению содержания символики и становлению соответствующего оценочного отношения к ней.

Важным с воспитательных позиций свойством символов является их синтетический смысл. Государственные символы Республики Беларусь представляют собой нерасторжимое единство компонентов, которые рассматриваются с учетом целой системы существующих между ними связей. Такой подход к использованию государственной символики делает возможным комплексное освоение учащимися содержащегося в эмблемах государственной власти нравственного, правового и идеологического смысла.

Педагогическая работа с государственной символикой основывается, прежде всего, на учете возрастных особенностей детей, а также на понимании роли различных условных образных обозначений в образовании детей и молодежи.

Младший школьный возраст – это благоприятный период для развития лучших качеств личности ребенка. Характерная потребность детей этого возраста – жажда познавать мир, творить в соответствии с индивидуальными интересами и способностями – способствует вовлечению их в продуктивную познавательную деятельность как активных субъектов педагогического процесса, обеспечивает их развитие.

У младших школьников представления о государственных символах Республики Беларусь начинают формироваться преимущественно на эмоциональной основе. Каждый элемент государственных символов несет большую смысловую нагрузку. Педагог обращает внимание детей на то, что государственная символика или ее элементы постоянно окружают нас в повседневной жизни.

Целесообразно создание условий для выражения детьми собственной эмоционально-нравственной оценки явлений общественной жизни. Работа по ознакомлению младших школьников с государственной символикой, проводимая в общем контексте формирования начал гражданской, политической культуры, должна осуществляться с учетом их возрастных особенностей лишь на номинальном уровне, когда дети наряду с пониманием значения основных понятий, характеризующих политическое устройство нашей страны, таких как «Президент Республики Беларусь», «демократия», «Национальное собрание Республики Беларусь», «депутат», «выборы» и др., постепенно постигают роль и значение деятельности Главы государства, усваивают смысл и историю создания государственных символов, учатся с уважением к ним относиться. Учителя начальных классов могут использовать большой потенциал уроков белорусского языка и литературы, курса «Мая Радзіма – Беларусь», различных внеклассных мероприятий.

В начальной школе организуется коллективное прослушивание гимна  Республики Беларусь. Его предваряет беседа педагога о гимне как одном из важнейших государственных символов, истории его создания. С помощью педагога дети определяют характер музыки гимна как величавой, торжественной. Педагог объясняет, что гимн исполняется на торжественных праздниках и военных парадах, его слушают и поют стоя, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины. Педагог предлагает детям прослушать гимн стоя, как это принято при его официальном исполнении в обществе.

Педагог имеет большие возможности органического соединения урочной и внеурочной работы. Изученные на уроках элементы символики становятся в дальнейшем объектом бесед, используются при проведении внешкольных мероприятий, досуга.

В младших классах целесообразно проводить конкурсы рисунков по темам, связанным с государственными символами Республики Беларусь, историей их появления. Аналогичную работу следует проводить с детьми при участии родителей.

На новом уровне работа с государственными символами продолжается на II ступени общего среднего образования. Учащиеся этой возрастной группы в процессе накопления социального опыта начинают воспринимать знакомые с детства символы государства с качественно новой точки зрения, что обусловлено повышением уровня общественных, в том числе и правовых, требований, предъявляемых к взрослеющему школьнику, расширением круга его прав и обязанностей.

Новой по сравнению с более ранними этапами обучения является возникающая теперь проблема раскрытия правового смысла символов государства. Как показывает анализ педагогического опыта, предусмотренные учебным планом предметы и сложившаяся практика воспитательной работы открывают большие возможности применения символов государства в педагогическом процессе. Особенно велика роль уроков истории, географии, литературы, а также различных внеучебных мероприятий, направленных на стимулирование нравственного, правового развития учащихся.

В учреждениях образования проводятся циклы бесед, посвященных истории возникновения флага и герба, текста и музыки гимна Республики Беларусь.

Пониманию роли государственных символов, их исторической преемственности способствует участие школьников в краеведческой деятельности, региональных и местных краеведческих программах, республиканской патриотической акции «Я – грамадзянін Беларусі», работе музеев учреждений образования.

Привлечь внимание детей к символам нашего государства позволяет также экскурсионная и туристская работа, встречи и беседы с местными жителями, старожилами, людьми, пользующимися уважением окружающих, участниками Великой Отечественной войны, военнослужащими, известными спортсменами. Все это дает возможность наполнить конкретным содержанием понятия о символах государства, их роли и значении в жизни каждого человека. Педагог в ходе бесед, тематических классных и информационных часов, экскурсий и походов по родному краю, участия в праздниках и торжествах раскрывает идеологическое содержание символов государства, роль условных изображений и ритуалов в жизни общества. Дети приучаются сочетать уважительное отношение к символам и ритуалам с четким соблюдением законов, правил поведения.

Изучение исторических, политических, художественных и других аспектов государственных символов может происходить в процессе исследовательской деятельности учащихся и определять тематику их исследовательских работ.

Множество интересных сведений о государственных символах и их значении в жизни общества могут получить обучающиеся на занятиях по нумизматике и бонистике (изучение и собирание монет и денежных знаков разных стран и эпох), филателии (изучение и собирание почтовых марок), фалеристике (изучение орденов, медалей, нагрудных знаков), эмблематике (изучение государственных эмблем, знаков отличия) и др.

Важнейшим условием эффективности работы со старшеклассниками учреждений общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования является использование методик и технологий ценностно-ориентированной, ценностно-поисковой деятельности (деловая, ролевая игра, турнир ораторов, диспут, лекция-рассуждение, сократовская беседа, ток-шоу, эстафета мнений, открытая кафедра, открытый микрофон, философский стол, сочинение (эссе) – размышление, технология «духовного странничества» (приобщение к духовным мирам, ценностным сознаниям выдающихся людей и др.).

Педагог сосредоточивает свое внимание на актуализации во внеурочной работе знаний, умений и навыков, связанных с различными аспектами функционирования эмблем государственной власти: собственно правовым, общественно-политическим, нравственным.

Раскрытию сущности государственных символов способствуют дисциплины социально-гуманитарного блока (история, обществоведение), факультативные занятия и др. Под руководством педагога обучающиеся могут подготовить серию бесед, конкурсов, викторин, тематически связанных с государственными символами, используя наглядный материал, мультимедийные презентации, видео- и фонозаписи. В работе с обучающимися углубляются политические смыслы, заложенные в государственных символах Республики Беларусь, подчеркивается историческая преемственность этой символики.

Дальнейшее осмысление политической и нравственной сути символов государства требует расширения и углубления представлений обучающихся о гражданских обязанностях.

Формируя и укрепляя чувство гордости и уважения к символам нашего государства, целесообразно в содержание бесед, классных (кураторских) и информационных часов включать факты и эпизоды, которые характеризуют отношение наших граждан, воинов, спортсменов к флагу, гербу и гимну страны. В организации данной работы следует взаимодействовать с молодежными общественными объединениями.

Особая роль в организации работы по изучению государственной символики Республики Беларусь принадлежит библиотекам учреждений образования. Они должны помочь педагогическим работникам, обучающимся, родителям в организации и обеспечении деятельности учреждений образования с использованием государственной символики: подборе литературы и публикаций из периодической печати по разъяснению государственной символики нашей страны, показу образцов, примеров отношения к государственной символике из истории и современной жизни, художественной, документальной и публицистической литературы.

В библиотеках рекомендуется создавать тематические выставки, выставки-просмотры, выставки-презентации на темы: «Геральдика белорусского государства», «День Государственного герба и Государственного флага Республики Беларусь», выставки художественной литературы о символах государства. Там же помещаются тематики бесед, плакаты, иллюстрации и другие вспомогательные материалы.

Оформление уголков государственной символики в фойе, актовом зале, административных помещениях, в учебных кабинетах, обязательное использование государственных символов, атрибутов и ритуалов в учреждениях образования при проведении торжественных мероприятий, собраний, линеек к знаменательным датам и государственным праздникам, при проведении воспитательных мероприятий, формирование у обучающихся уважения к государственным символам как воплощению национальной идеи белорусского общества, к личности главы государства – Президента Республики Беларусь как олицетворения единства нации, обеспечивающего политическую и экономическую стабильность страны, является важнейшим условием эффективности идеологической работы, проводимой в учреждениях образования в современных условиях.

Шефство над участниками Великой Отечественной войны, тружениками тыла и семьями погибших военнослужащих

Забота о ветеранах и участниках Великой Отечественной войны всегда была первоочередной задачей не только государства, но и каждого гражданина нашей страны, в том числе учащегося. В ходе работы по этому направлению следует корректировать банки данных о ветеранах войны, труда, инвалидах и престарелых гражданах, семьях погибших воинов, нуждающихся в помощи.

В учреждениях образования Республики Беларусь необходимо уделять должное внимание развитию тимуровского и волонтерского движения учащихся, проведению благотворительных и трудовых акций, направленных на оказание посильной адресной помощи ветеранам и участникам Великой Отечественной войны, – в уборке сельских подворий, домов, квартир, обработке приусадебных участков, заготовке топлива и овощей на зимний период; уходе за одиноко проживающими ветеранами; доставке необходимых продуктов питания, лекарств и др.

Необходимо организовать проведение волонтерских акций «Ваша Победа – наша свобода», «Доброе сердце ‑ ветеранам!». В рамках акции за учреждениями образования, пионерскими дружинами и первичными организациями ОО «БРСМ» должны быть закреплены участники Великой Отечественной войны, ветераны труда, граждане, пострадавшие от последствий войны, воины-интернационалисты, пенсионеры, одиноко проживающие пожилые люди, которые нуждаются в помощи.

Учащиеся должны организовать шефство над участниками Великой Отечественной войны, тружениками тыла и семьями погибших военнослужащих, проживающих в домах престарелых через организацию концертов, изготовление для них сувениров, поздравление с памятными и юбилейными датами и др.

В целях увековечения и пропаганды героических подвигов белорусского народа в Великой Отечественной войне учреждениям образования рекомендуется продолжить работу над созданием сборника воспоминаний ветеранов и их близких, пополнением Книг памяти.

Память о Холокосте

Холокост – беспрецедентное явление в истории ХХ столетия, когда человечество впервые столкнулось с плановым, систематическим и технологизированным геноцидом, целью которого было полное уничтожение еврейского народа. Разнообразные формы работы должны способствовать более глубокому пониманию сути тоталитаризма, механизмов использования власти, уничтожения народов; формировать у учащихся стойкое негативное отношение к расизму, ксенофобии, дискриминации в современном обществе, понимание необходимости толерантности.

Рекомендуются такие формы, как: изучение истории Холокоста, исследовательская работа учащихся, встречи с очевидцами событий, документальный рассказ, посещение мест захоронения евреев, видеопрезентации, интернет-проекты, экспедиции, конкурсы стихов и рисунков, посещение Музея истории и культуры евреев Беларуси и др.

Взаимодействие учреждений образования с воинами-интернационалистами, воинскими частями и подразделениями Вооруженных Сил Республики Беларусь

При подготовке к празднованию 70-летнего юбилея Победы над фашизмом и освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи необходимо осуществлять во взаимодействии с воинскими частями и подразделениями в соответствии с «Методическими рекомендациями по организации оказания помощи воинскими частями Вооруженных Сил общеобразовательным учреждениям в допризывной подготовке и военно-патриотическом воспитании учащихся», утвержденными Министром образования и Министром обороны Республики Беларусь в декабре 2008 г. (Зборнiк нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь № 3 2009 г.).

Эффективности военно-патриотического воспитания учащихся должны способствовать создаваемые в учреждениях образования оборонные и военно-патриотические объединения по интересам, оборонно-спортивные лагеря для учащихся при воинских частях, соревнования по военно-прикладным видам спорта и физической подготовке (военно-спортивные игры «Орленок» и «Зарница», «Бастионы мужества», спортивные соревнования на кубок Победы, участие в республиканской спартакиаде среди допризывной и призывной молодежи по летнему многоборью комплекса «Защитник Отечества»), празднование Дня Мира, Дня Вооруженных Сил с участием бывших фронтовиков, партизан, ветеранов войны и труда.

В целях военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи на примерах боевых подвигов воинов-интернационалистов рекомендуем совместно с общественным объединением «Белорусский союз ветеранов войны в Афганистане», благотворительным фондом помощи воинам-интернационалистам «Память Афгана», общественным объединением «Республиканская ассоциация членов семей военнослужащих, погибших в Афганистане «Память и долг» проводить работу по увековечению памяти погибших воинов-интернационалистов, создавать уголки памяти в музеях учреждений образования, организовывать концерты, посвященные Дню памяти воинов-интернационалистов (15 февраля) и Дню защитника Отечества (23 февраля), осуществлять показ военной техники и вооружения времен Великой Отечественной войны.

Для старшеклассников рекомендуется предусмотреть при поддержке представителей воинских частей и участников событий проведение цикла бесед на темы «Отечеству служим», «Победа советского народа в Великой Отечественной войне», «Наш вклад в Победу», «Международный терроризм: проблемы национальной безопасности и обороны», «Афганский конфликт, как это было?», «Память Афгана ‑ боль Афгана» и др.; открытый микрофон «Есть такая профессия ­ Родину защищать»; дискуссии «Время выбрало нас»; литературно-музыкальные гостиные «Поэзия войны священной», «Ради мира на земле»; сочинения-размышления «Солдатскому долгу остались верны... «; организацию встреч — чествований военнослужащих земляков, воевавших в Афганистане; проведение экскурсий в Музей истории Вооруженных Сил Республики Беларусь, Государственный музей истории Великой Отечественной войны, музеи боевой славы учреждений образования, историко-культурного комплекса «Линия Сталина», по мемориальным местам воинской славы и др.

Завершить основные вехи плана подготовки и проведения мероприятий по празднованию 70-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне необходимо широкомасштабным празднованием Дня освобождения Беларуси (3 июля) и Дня Победы (9 Мая) в учреждениях образования совместно с ветеранами, воинскими частями. На праздничных мероприятиях необходимо предусмотреть организацию выставок, встреч с людьми, перенесшими блокаду Ленинграда, бывшими узниками концлагерей, вечера солдатской песни; организовать встречи с родственниками воинов, воевавших на территории Республики Беларусь и др.

Наполнение мероприятий по проведению 70-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне конкретными и достоверными фактами, связь с сегодняшней жизнью страны, создание особой эмоциональной атмосферы, присутствие живых свидетелей событий, вовлечение участников мероприятий в заинтересованный обмен мнениями будет способствовать формированию у подрастающего поколения понимания исторической роли белорусского народа во Второй мировой войне, Великой Отечественной войне, развитию активной гражданской позиции, патриотическому воспитанию в целом.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по проведению в учреждениях общего среднего образования

мероприятий, посвященных Дню белорусской письменности

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 г. № 157 «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь» День белорусской письменности отмечается ежегодно в первое воскресенье сентября. В 2015 г. он будет проводиться 6 сентября в г. Щучине Гродненской области.

Традиционно этот праздник проводится в исторических и культурных центрах нашей страны, неразрывно связанных с жизнью знаменитых деятелей Беларуси разных времен. Первый День белорусской письменности состоялся в 1994 г. в г. Полоцке, на родине Франциска Скорины – белорусского и восточнославянского первопечатника, философа-гуманиста, писателя. В разные годы День белорусской письменности отмечался в городах Турове, Новогрудке,            Несвиже, Орше, Пинске, Заславле, Мстиславле, Мире, Каменце, Поставах, Шклове, Борисове, Сморгони, Хойниках, Ганцевичах, Глубокое, Быхове. В 2014 г. праздник второй раз принял г. Заславль, который и передал эстафету г. Щучину.

В основу концепции Дня белорусской письменности положена идея пропаганды достояния отечественной письменной культуры, преемственности духовных традиций Беларуси, бережного сохранения и развития духовного наследия Беларуси, показ национальных культурных традиций во взаимосвязи со славянскими истоками и с сегодняшним днем, демонстрация постоянной заботы государства о духовно-нравственном развитии общества в контексте поддержки книги и чтения, национальной литературы и книгоиздания. Праздник дает уникальную возможность встретиться с живым словом, участниками творческого процесса создания книг, газет и журналов.

Неслучайно и то, что День белорусской письменности проводится в первые дни нового учебного года. Образование, информация и культура три отрасли, которые формируют интеллектуальную элиту нации, ее настоящее и будущее. В этот день мы отдаем дань уважения нашим предкам, которые создали фундамент белорусского образования и письменности.

За время проведения праздник приобрел общенациональный статус, стал значимым событием в культурной жизни страны. Праздничные мероприятия проходят не только в городе-столице, но и по всей республике. Это тематические уроки, лекции, семинары, творческие встречи с учеными, писателями, деятелями культуры. Ежегодно в праздничных мероприятиях Дня белорусской письменности принимают участие высокие официальные лица Беларуси, деятели литературы, культуры, науки, искусства, журналисты. Проведение Дней белорусской письменности в малых городах способствует расширению их инфраструктуры, содействует развитию туризма в регионах, знакомит жителей страны и многочисленных гостей из-за рубежа с материальными и духовными памятниками Беларуси.

В этом году праздник будет впервые проходить в г. Щучине, одном из исторических и культурных центров нашей страны, который имеет долгую и интересную историю.

Первое упоминание о г. Щучине относится к ХV веку. Городом поочередно владели Радзивиллы, затем Сципионы, Друцкие-Любецкие, после которых остались замки, усадьбы. Некоторые из них сохранились до наших дней (Щучинский дворец).

Важным событием в истории г. Щучина XVIII в. явилось открытие училища католического монашеского ордена пияров, основанного в 1669 г. Сеймовое постановление 1726 г. утвердило коллегию пияров. Ее основателем был полоцкий войский Хлебницкий-Юзефович. Коллегия считалась крупнейшей в Беларуси, содержала пиярскую семинарию и высшую школу, где обучались даже восточным языкам. С г. Щучином связана педагогическая и научная деятельность крупных ученых XVIII — 1-й половины XIX вв. М. Догеля, К. Нарбута, С. Т. Юндзила, А. Довгирда. Щучинское училище выпустило из своих стен ряд ученых, известных во многих странах мира. К ним, в первую очередь, следует отнести И. Домейко.

Оставаясь верным передовым взглядам, И. Домейко отменил барщину в своей деревне Заполье, что на Лидчине, открыл школу для крестьянских детей и сам в ней преподавал. Принимал активное участие в восстании 1830 —1831 гг., участвовал в ряде сражений с царскими войсками. После поражения восстания бежал за границу и поселился в г. Париже, где окончил высшую горную школу. В 1838 г. Домейко отправился в Чили, где на протяжении многих лет работал профессором. Затем заведовал кафедрой, стал ректором университета в Сантьяго. В Чили И. Домейко проводил метеорологические и минералогические исследования, выявил новые месторождения золота и серебра, первым обратил внимание на чилийскую селитру, принимал участие в совершенствовании системы водоснабжения столицы, основал несколько библиотек, 3 музея. 130 научных трудов ученого вышли на языках многих народов мира. Благодарный чилийский народ воздвиг нашему земляку памятник в столице, в его честь выпущена медаль, некоторые населенные пункты и горный хребет носят его имя. На похоронах выдающегося ученого с речью выступил президент Чилийской республики Больмаседа. И. Домейко был провозглашен народным героем Чили. В конце ХIХ – начале ХХ века Щучинщина стала настоящей колыбелью белорусского движения возрождения. Здесь родились и жили такие деятели национального просвещения, как Алоиза Пашкевич (Тётка), Феликс Тацкевич и другие.

Сегодня Щучин — красивый, современный, благоустроенный город. Здесь работают завод «Автопровод», маслосырзавод, хлебозавод, лесхоз, комбинат бытового обслуживания. Сохранились памятники архитектуры — костел Терезы (1829), Михайловская церковь (конец XIX в.). В районе вызывают интерес усадебный дом, 2 флигеля, парк и сад (XIX—XX вв., д. Андрушовка), церковь (конец XIX в., г. п. Астрына), костел Иоанна Крестителя (1769, д. Василишки), усадебный дом, построенный в стиле модерн (начало XX в., д. Галавичполеhttp://belaruscity.net/schuchin/.  Подробную информацию об истории Щучинского района можно также найти на сайтеhttp://region.grodno.by/ru/oblast/dostoprim/dostoprim_shchuchin и ряде других источников.

В последние годы города – центры проведения Дня белорусской письменности получают новый импульс в своем развитии. Проводятся значительные работы по ремонту, реконструкции и восстановлению зданий, улиц и площадей, обновлению жилищного фонда, вводу в действие объектов социально-культурной сферы, открытию памятников архитектуры и искусства.

В настоящее время в Щучине завершается работа по подготовке города к празднику, ремонту и реконструкции зданий и улиц, решаются вопросы по организации мероприятий программы Дня белорусской письменности.

Традиционно программа праздника в этом году предусматривает проведение презентаций крупнейших издательств нашей страны, выступления белорусских и зарубежных писателей и поэтов. Составной частью праздника, помимо праздничных мероприятий, является республиканская научно-просветительская экспедиция «Дорога к Святыням с Благодатным Огнем от Гроба Господнего», в которой участвуют представители творческой и научной интеллигенции, духовенства. При этом экспедиция проходит по городам и селам нескольких регионов страны и заканчивает работу в ”столице“ проведения праздника.

Пятидневная экспедиция стартует от Свято-Духова кафедрального собора в Минске, где бережно хранят Благодатный огонь от Гроба Господня. Лампаду с ним, а также чудотворную Загорье-Столовичскую икону Покрова Божией Матери верующие пронесут через населенные пункты, которые лежат на пути к нынешней столице Дня белорусской письменности – Щучину. В состав экспедиции, кроме представителей духовенства, войдут около сорока научных деятелей, писателей, художников, артистов. Руководит проектом Нина Загорская, писательница, заслуженный работник культуры Беларуси, лауреат Премии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение» http://www.polymia.by/2015/08/v-sentyabre-na-grodnenshhinu-pribudet-ekspediciya-s-blagodatnym-ognem-ot-groba-gospodnya/.

Необходимо отметить, что участие в республиканской научно-просветительской экспедиции «Дорога к Святыням с Благодатным Огнем от Гроба Господнего», которое является традиционным для системы образования, нашло свое отражение в новой Программе сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью на 2015-2020 гг.

Одновременно накануне праздника ежегодно проводятся уже ставшие традиционными «круглый стол» с участием зарубежных литераторов, конкурс юных чтецов «Живая классика» (организатор – Министерство информации), а также научно-практическая конференция, организатором которой выступает Национальная академия наук Беларуси. В 2015 году темой конференции станет «Творчество и личность Тётки в контексте современной литературной и общественной жизни».

Непосредственно 6 сентября в г. Щучине на центральной концертной площадке города состоятся, помимо торжественных церемоний открытия и закрытия праздника, торжественная церемония вручения «Национальной литературной премии», выступление гостей праздника – артистов белорусской эстрады и др.

Вручение Национальной премии в области литературы станет первым подобным мероприятием в стране, ранее литераторов чествовали в областях либо в рамках других конкурсов. Провести церемонию вручения премии предполагается во время открытия праздника. В течение дальнейших мероприятий в литературной столице писатели и поэты встретятся с читателями, проведут автограф-сессии, станут участниками концертов, акций.

Одновременно на прилегающих улицах будет развернута праздничная торговля. Будут работать Фестиваль книги и прессы, площадки мастеров народного творчества, художников, детские городки, выставочные экспозиции музеев и библиотек. В течение всего дня будут проходить презентации белорусских издательств, выступления творческих молодежных коллективов области, другие мероприятия.

Праздник письменности в Щучине неразрывно связан с празднованием 70-летия Победы и Годом молодежи. Кроме того, он станет отправной точкой для подготовки к 500-летию белорусского книгопечатания — юбилейная дата будет праздноваться в 2017 г. Эти важные темы найдут свое отражение на празднике в Щучине — им будут посвящены экспозиции, соответствующим образом оформлена торговля. Планируется показать гостям праздника уникальную выставку периодики времен Великой Отечественной войны, выставку патриотического плаката, которая составлена по итогам конкурса среди молодежи СНГ. Специально к празднику будет выпущен фотоальбом о Щучине и сборник «Беларусь литературная».

Одной из главных изюминок праздника в Щучине 6 сентября станет открытие дворца Друцких-Любецких – памятника неоклассицизма, который реставрируется уже более десяти лет. Здесь разместятся Центр творчества детей и молодежи и районный музей. По словам председателя Щучинского райисполкома Сергея Ложечника, также преобразятся местный стадион, центральная районная библиотека имени Тетки, набережная, фасады некоторых зданий по центральным улицам. Устаревший кинотеатр «Беларусь» превратится в современный молодежный центр, а на въезде в город планируют установить самолет Миг-25 в память об авиационном прошлом Щучина. Приятным сюрпризом для щучинцев станет и новый книжный магазин http://grodnonews.by/ru/0/21982/news.

Новый туристический маршрут по Щучину и окрестностям появится ко Дню белорусской письменности. В маршрут предполагается включить наиболее интересные для туристов места. Это знаменитая церковь-крепость Рождества Богородицы в деревне Мурованка, неоготический костел св. Петра и Павла в Рожанке, музей Чеслава Немена и костел св. Петра и Павла в Старых Василишках, Троицкий костел в Ищелно. Кроме того, в Ищелно туристам покажут каменные солнечные часы. В белорусской столице цветов — Желудке можно будет увидеть старинный дворцовый комплекс — родовое гнездо князей Святополк-Четвертинских. Достопримечательности самого г. Щучина включены в отдельную часть экскурсионной программы.

Как ожидается, новый маршрут презентуют в преддверии Дня белорусской письменности. Предполагается, что это будет автобусно-пешеходная экскурсия. В будущем в маршрут планируется включить пункт геодезической дуги Струве в Щучинском районе (дуга Струве является одной из достопримечательностей, включенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО). Помимо архитектурных памятников в г. Щучине и окрестностях туристы могут посмотреть интересные места, связанные с авиацией. Здесь есть собственный аэродром, в советское время город считался центром военной авиации http://www.polymia.by/2015/07/xxii-den-belorusskoj-pismennosti-projdet-v-shhuchine-6-sentyabrya/.

Педагогическим коллективам следует уделить особое внимание организации в учреждениях образования мероприятий, посвященных Дню белорусской письменности. Этот праздник должен дать возможность обучающимся обратиться к истокам национальной культуры белорусского народа, подчеркнуть тесную взаимосвязь и органичное единство славянских культурных традиций.

Целесообразно провести творческие встречи учащихся с членами ОО «Союз писателей Беларуси», молодыми поэтами и писателями своего края с презентацией их книг и литературно-художественных композиций по произведениям, со сверстниками, делающими «пробы пера» и др. Будет актуальным проведение литературных, литературно-музыкальных, художественных конкурсов: «Любимый герой книги», «К книге и чтению – через досуг и общение», «Автограф», «Книга – мой спутник, мой друг», «Новые иллюстрации к старым любимым книгам», «Смотри, что мы читали!», «Мой любимый писатель», «Книга в моей жизни», «Книга – реликвия моей семьи», «Юные дарования», «Чытаем беларускую кнігу», «Я и книга»; книжных выставок в учреждении образования «В начале было Слово…»; конкурсов стенгазет, презентаций и короткометражных (анимационных) фильмов «По страницам удивительных книг», «Дорога к Слову, дорога к Храму» и др.; интегрированных уроков по литературе и истории; читательских конференций «Духовные поиски современной белорусской литературы», «Что читает современная молодежь – различные грани одного алмаза», «Время. Юность. Книги», «Свет разумения книжного» и др.; поэтических вечеров «Пока горит свеча: традиция и современное звучание», «Гимн Слову» и т. д.

При проведении Дня белорусской письменности в учреждениях образования необходимо использовать новые, привлекательные для учащихся формы проведения мероприятий, способствующие повышению интереса к чтению, таких, как читательские конференции, защита читательских формуляров, экскурсии по литературным местам (в том числе заочные), просмотр экранизаций художественных произведений с последующим обсуждением, театральные фестивали, балы литературных героев, создание виртуальных экспозиций и т.п. В частности, интересна и познавательна информация, посвященная истории Дня белорусской письменности, которая размещена на интернет-сайте, созданном обучающимся Глубокской районной гимназии Владом Ловцевичем http:// www.belpismennost12.ucoz.ru.

Проведение различных мероприятий в рамках празднования Дня белорусской письменности должно быть направлено на активное участие в них обучающихся. Учащимся следует предоставить возможность представить свои любимые книги и произведения, проявить свое творчество, познакомиться с работой и возможностями библиотек, медиатек и т.д. Тысячи книг миллионными тиражами выпускают издательства ежегодно в нашей стране, при этом их значительная часть издается для различных звеньев системы образования. Однако главная задача состоит не в количестве книг, а в необходимости возрождения любви молодого поколения к литературе, что ведет к возможности задуматься о вечных жизненных ценностях.

Мероприятия, проводимые в учреждениях общего среднего образования в первую неделю нового учебного года, должны стать импульсом для всей идеологической и воспитательной работы, направленной на формирование гражданско-патриотических и духовно-нравственных качеств личности обучающихся, основанных на государственных и общечеловеческих ценностях, уважительном и бережном отношении к национальной культуре, государственной идеологии, историческим традициям белорусского народа.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.